четвер, 4 березня 2010 р.

Індивідуальний проект чи груповий: що краще?

Розгорнула я нещодавно полеміку на сторінках одного блогу:
Индивидуальный или групповой проект: что эффективнее?

Проектная деятельность в задумке своей подразумевает групповые способы взаимодействия учеников. Не бывает учебных ПРОЕКТОВ индивидуальных. В группах ученики договариваются о том, у кого какая будет роль, кто чем будет заниматься. А осуществляют зачастую, конечно же индивидуально. Один рисует, второй напишет стих, третий в словаре узнает незнакомые слова. Материал собирается воедино, обсуждается в группе целесообразность каждой частички, отбрасывается неважное, идёт подготовка к защите.... 
Если всё это свести к индивидуальной работе (всё делает лишь один), то это просто углублённое изучение учеником либо самостоятельная работа на тему... и всего лишь. Моё мнение таково - не бывает УЧЕБНЫХ проектов в школе индивидуальных, также и урок-проект - "небывальщина".



Вся справа, напевне, в термінології. Модно ж все ж таки обзивати все "проектом"?
Зверніть увагу, мова йде про метод проектів в початковій школі. Ми знайомі з МАНами, з тим, що учень старших класів може висунути досить цінні нові ідеї, грунтуючись на справжні наукові дані, мати вагомий і неперевершений кінцевий продукт?


Про які індивідуальні проекти можна говорити в початкових класах? Наприклад? 

2 коментарі:

  1. Я думаю, что всё зависит от индивидуальности ученика. В начальной школе и ребенку, и учителю удобнее намного работать ВМЕСТЕ, поэтому групповые формы работы в проектной деятельности (и не только в проектной) оправданы и очевидно более результативны. Но ведь возможен ученик, который хочет САМ, ведь встречаются и такие перцы:)Вот бьет его талант ключом, а одноклассники не совсем его догоняют. Иногда ребенок явно тяготится тем, что ДОЛЖЕН работать в команде. Может быть, здесь должно проявиться мастерство учителя: как согласовать работу такого ученика, чтобы и команда в своем развитии результат получила, и талант конкретного ученика развивался? А с какого класса, с какого возраста тогда можно говорить об этих индивидуальных проектах?

    ВідповістиВидалити
  2. Опять сделаю ударение на терминологию: для меня понятие "индивидуальный проект", наверное, режет ухо. В само определение проектной деятельности заложено сотрудничество, работа в группе. Может быть и так, что в группе из 5 человек всё держиться на одном, у которого "бьёт талант" (цитирую Таню), он и генератор идей и львиную долю работы на себя взваливает. Возможно, столкнувшись с такой ситуацией, учительница и решает в следующий раз тему для проекта дать лишь этому одному ребёнку. Но где тогда ребёнок обретёт опыт сотрудничества, научиться не "тянуть всё одному", а распределить обязанности и т. д.? Если избрана тема для проекта и всё дано лишь одному ученику, целесообразней это назвать (моё мнение) "самостоятельная работа" по теме, реферат, сбор дополнительных сведений, но не ПРОЕКТ. Ведь было и 70-ые и в 80-ые, что у многих детей "било ключом", они засиживали в библиотеках, не отрывались от энциклопедий, делали опыты,... Мы называли это проектной деятельностью? Никак нет. Я о том, что МЕТОД ПРОЕКТОВ и СОТРУДНИЧЕСТВО неразделимо. Спасибо, Таня. Спасибо Віра.

    ВідповістиВидалити